Н. В. Гоголь.
    Пушкин, Булгаков, сознательно подсознательные процессы, мистика в произведениях выделяет самую важную часть нашего Духа (сознание). Не менее интересна философия ещё одного Российского классика Н.В.Гоголя. Его чертовщина окутана мистикой, тайнами, как при жизни, так и после смерти. Сухой философский язык был заменён на живой литературный, просто героев нужно пропустить через другую плоскость понимания. Сказать что Гоголь увлекался чертовщиной, и смысл его творчества создание страшилок, было бы глупо. Потусторонность образа может отражать только определённую грань (черту), проходя через которую попадаешь в мир других законов. В (Вечерах на хуторе), байками Гоголь перемещал сознание за черту реального мира. То оно что то даёт, то попадает в проклятое место, то получает сказочный подарок и т. д. Для примера разберём (Ночь на кануне Рождества). Здесь мы встречаем некую идиллию между сил (добра) и (зла). В образе Вакулы, Гоголь изобразил проявленную часть сознания, его не проявленная половина  (Олеся).  Далее некий (Чёрт) похищает Луну, всё происходит в вечернее время. Я уже писал что в сознании Солнце есть сила материализации. Всё живое, живёт и развивается от её энергии. Луна же, в сознании есть сила одухотворения, ночью мы отдыхаем, погружаясь в другие миры.  Чёрт, как служитель этого мира может олицетворять только одно (граница, черта) между сознанием и подсознанием, на духовном уровне.  Похищение Луны несёт двойной образ, на материальном уровне, смена фаз  от полнолуния до новолуния.  На духовном, как свет внутри нашего сознания в потустороннем мире. Вакула, (кузнец жизни) обуздывает Чёрта, он погружается в процесс осознования. То есть проходит какую то грань темноты, потусторонней тьмы. Заставляя вернуть Луну, он подчиняет силы сдерживающие наше сознание. На этом этапе, для него нечего не возможного нет. И Царские черевички есть награда (ходить , куда хочу и как хочу).  Он летит к своей невесте, сей подарок есть совместная осознанность, выводящая сознание на более высокий (Царский) уровень. В другом не менее мистическом произведении (Вий), Гоголь раскрывает ещё более сложный образ (пограничное), боящееся преодолеть черту состояние. Как и в (Вечерах) всё происходит ночью. Храм как некая ограниченное пространство, часть сознания. Свечи что поставлены( Хомой) гаснут, жизнь затухает. Сам (Хома), есть (Х) ходящее в нутри, в темноте сознание (ХОМО). Второй персонаж( Паночка), (П) подсознание, эта не проявленная часть сознания умирает. Она пытается достучаться до (Хомы), но он загоняет себя в круг. Очерчивая линию, он ходит по кругу, топчется на месте, прожигая  жизнь в пустую. Он полная противоположность (Вакуле), а белая черта, (Чёрту). Довольно гибкую границу изобразил Гоголь, с одной стороны защищает, с другой даёт беспредельные возможности. На помощь подсознанию приходит (Вий), (подымите мне веки). Эту фразу явно можно перевести как(покажите мне ВРЕМЯ), вехи  жизни. Разум (Хомы) подчинён животным инстинктам, страх довлеет над сознанием. Именно поэтому вокруг его мерещатся (пупыри и вурдалаки). Он отводит взгляд, не хочет глядеть в будущее. Первый луч Солнца приходит с петушиным криком, осветлённое зацикленное сознание материализуясь становится видимым. Не стены Храма, не молитвы, не круг, не спасут сознание не готовое к движению в верх. По смерти,  соединившиеся половины уходят обратно на животный уровень, оно не смогло преодолеть планку (ГОМО). Теперь попробуйте перевести понятие (напился до чёртиков). Сознание само подсказывает, что вы подошли к некой границе (черте), выхода из человеческого. Как видите темы затронутые нашими классиками довольно серьёзные. Раскрывая внутренние процессы невольно приходится обращаться к  неким потусторонним силам. Гоголь не просто раскрыл процесс движения, он даже описал пограничное состояние (ГОМО). Вот уж действительно не отвертишься от понятия на (подсознательном) уровне. Какой взаимосвязью обладали наши Классики, не побоявшиеся раскрывать свой мир таким способом. Подсознательная психология как наука, начала развиваться только в начале 20 века. До этого она опиралась на Религиозное понимание процессов спрятанных в глубинах нашего сознания. Единственным способом отобразить внутреннее подсознательное к внешнему проявленному сознанию, стала (чертовщина), определяемая как чёрная линия-- линия (жизни), белая линия-- линия (смерти).